Идея
детского музея трансформировалась в «американскую» и «европейскую» модели. В
основе первой лежит концепция интерактивного музея, где дети осваивают
предметную среду и социальную действительность путем самого непосредственного с
ней соприкосновения и взаимодействия. Исходной для создания таких музеев
явилась получившая мировое признание в 1950–1960-х гг. операциональная теория
интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, согласно которой манипулирование с
предметом является основой формирования интеллекта ребенка. Итак,
«американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и
обогащения опыта предметной деятельности детей. Главным критерием ценности
музейного экспоната в таком музее является его способность расширить представление
детей о мире, обогатить возможности общения с ним, облегчить включение в
социальную реальность. Для «европейской» модели, помимо интерактивности, существенной
оказалась идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный
контекст. Поэтому здесь большое значение придается не только образовательной,
но и музейной ценности коллекций. Открывать свою причастность к отечественной
истории и культуре, а также культуре других стран посетители могут, знакомясь с
подлинными музейными экспонатами. Но рядом с ними, как правило, располагаются
экспонаты, сделанные руками детей. Из
истории становления и развития выставки-учебного пособия в Харькове Создание детских музеев – новая область
музейной социокультурной деятельности в Украине. И нам приятно и лестно, что
первый такой проект был осуществлен под руководством Ленчина В.И. и основываясь
на его методике "яблоко в листьях". Первая выставка детских работ
"яблоко в листьях " была организована почти 5 лет назад. Характер
выставки определялся тем, что работы в одном ключе, но прослеживалось и
авторское видение каждым ребенком концепции видения мира "яблоко в
листях" Таким образом, первые
выставки учеников Ленчина в период с 2005-2006, носившие характер
демонстрационных и сравнительных работ, заложили основы модели
выставки-учебного пособия с присущим ей выявлением инициативы личности и
коллективного творчества в рамках авторской концеции "яблоко в
листьях". В.И. Ленчин стремился к
созданию научно-исследовательского и производственного музея детских работна
его базе харьковской художественной школы им. Репина В своей книге « » В.И. Ленчин пишет: Усилия В.И. Ленчин и его коллег направлены
на создание детских выставок, как
популяризацию и распространение концепции "яблоко в листьях" не
только среди профессиональных художников, но и студентов, школьников, всех тех,
кому близко и понятно искусство.... Эта деятельность В.И. Ленчина была реализована
в полной мере в процессе организации выставки в Москве. Главная задача – предоставить возможность для
выявления в детях самодеятельного начала и творческого потенциала: «он дает
толчок инициативе личности и сплачивает ее в коллективном творчестве». успех
несомненный детские работы, созданные по методике "яблоко в листьях" имели большой
успех отзывы благоприяные перспективы радужные Эти выставка экспонировались
в с по
2012 года в Москве, с сентября 2012 по всей России, планируется
проведение за рубежом. Выставка-учебное
пособие преследует цель познакомить юных посетителей, профессиональных
художников, студентов с различными сторонами такого явления, как авторский
подход к работе с пространством в жизни и на холсте "яблоко в
листьях" надеемся, что авторская
методика "яблоко в листьях" в форме выставок в различных странах то
де будет пользоваться популярностью Сторонником
адресного музея был академик Федор Иванович Шмит (1877–1937). В 1920-е гг. он
организовал Кабинет по изучению детского творчества при Всеукраинской Академии
наук.Ф.И. Шмит считал, что в основе создания музея лежит структура аудитории: ученые,
учащиеся, широкая публика. Детский музей как вариант учебного или
образовательного музея являлся, по мысли Ф.И. Шмита, мастерской,
образовательным пространством, местом проявления активности ребенка, центром
изучения психологии детского творчества. В 1920 г. в Харькове Ф.И. Шмитом создал Музей детского творчества
на базе Первой художественной выставки. Он стал частью музейно-эстетического
комплекса (рядом с ним располагался Церковно-исторический музей, Музей
наглядных пособий по истории искусства, Центральная художественно-эстетическая
библиотека). Музей-мастерская и центр изучения детского творчества были открыты
для всех, причем первостепенное значение имели не эстетические достоинства
детских работ, а их ценность как источника изучения детского художественного
творчества. Поэтому каждый рисунок содержал подробную аннотацию, в которой сообщались
сведения об авторе: имя, возраст, образование,социальное происхождение, а также
замысел художника. (Шмит Ф.И. «Почему и зачем рисуют дети: Педологический и
педагогический очерк». 1925). Музей, созданный Ф.И. Шмитом, свидетельствует об
эволюции модели музея-мастерской, с которого началась история отечественного
детского музея. В 1920-е гг. этот тип музея трансформировался в музей изучения
детского творчества. Это движение было насильственно прервано в конце 1930-х
гг. На современном этапе развития
общества много внимания уделяется созданию
детских картинных галерей, музев детского изобразительного творчества и
центров эстетического воспитания детей На
их фоне выставки и мастер-классы "Яблоко
в листьях" выгодно отличаются своей направленностью на обучение
детей правильному, на правильной основе и правильно!!!!!!!!!!! Задачей выставки является создание
притягательной досуговой среды, способствующей формированию потребности общения
с искусством, раскрытию творческих задатков детей. Прект В.И.Ленчина "яблоко в
листьях" видит свое предназначение в создании обучающего культурнопознавательного
художественного пространства для
раскрытия и развития творческого личностного потенциала детей в возрасте от 8
до 15 лет. Живопись призвана формировать
целостное понимание мира, программу художественного развития, в основе которой понятия о точке и перспективе, пространстве и
времени, цветорешени, тени и свете, трехмерном пространстве мира и двумерном
простанстве холста. Попадая в такой
музей, ребенок воспринимает мир
рисунка как неотъемлемую часть
окружающего реального мира, а взрослый учится по новому сомтреть на мир. Информационную поддержку деятельности оказывает местное телевидение (
новостные сайты++++++, сайты музеев и выст. залов+++++++, персональная
страничка школы____и непосредственных учпстнков выставки_________-).
|